Сайт «Словесник»

 

 

ПРОГРАММА СИМПОЗИУМА

 

Новости о работе Центра славянской филологии и культуры им.И.И.Срезневского и вопросы
в гостевой книге

 


Пишите нам

 

И.И. Срезневский
и современная славистика:
наука и образование:

Сб. науч. тр. (по материалам Международной научно-практической конференции
«Славянские языки, письменность и культура»,
27 – 29 мая 2002 г.) /
Отв. ред. Г.А. Богатова, Е.В. Архипова;
Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – 
Рязань, 2002. 304 с.


ISBN 5-88006-263-5

 

ФОТОРЕПОРТАЖ

Оргкомитет: слева -
доктор филологических наук, профессор Г.А.Богатова (Москва),
справа - доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова (Рязань)

Президент Рязанского государственного университета,
академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор А.П.Лиферов

В зале конференции участники из 8 стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Содержание

Приветствие главы администрации
Рязанской области [5]

Приветствие митрополита
Рязанского и Касимовского
[6]

Приветствие ректора Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина [8]

Раздел 1
Срезневские в истории и культуре России и Рязанской земли

О.Н. Трубачев

Вятичи-рязанцы среди восточных славян (к проблеме этногенеза) [11]

Е.П. Осипова

Рязанские вятичи и традиционный народный костюм [17]

Г.Ф. Ковалев

Вклад И.И. Срезневского в изучение древнерусской этнонимии [18]

Л.В. Чекурин

И.И. Срезневский и Рязанский край [20]

Н.В. Колгушкина

Из опыта создания и работы первого лексикографического школьного музея академика И.И. Срезневского [26]

В.В. Страхов

Выдающиеся современники И.И. Срезневского: рязанец А.Н. Попов [30]

Г.П. Смолицкая

И.И. Срезневский и В.И. Даль [34]

Род Срезневских: отцы и дети

Г.А. Богатова

И.Е. Срезневский – один из основателей
университетского образования в России
[38]

О.И. Липина

И.Е. Срезневский – один из первых профессоров российского красноречия и древних языков [40]

А.Н. Качалкин

Жанры русского документа в словаре И.И.Срезневского, исторических словарях и памятниках древнерусского языка [44]

Е.А. Догушева, В.А. Лаврентьев

Памятники рязанской деловой письменности XVIII века: характеристика источников [45]

И.А. Малышева

О лексикографической разработке памятников делового языка XVIII века [47]

М.Н. Гусев

Харьковский университет и начало украинской журналистики (Иван Евсеевич Срезневский) [48]

А.Н. Горяинов

Всеволод Измайлович Срезневский и Библиотека Академии наук [50]

И.И. Срезневский –
исследователь славянских языков и славянской письменности

Т.Л. Миронова

Исследования И.И. Срезневского о глаголице и современные разыскания об истоках славянской графики [57]

В.Н. Желязкова

Вклад И. И. Срезневского в изучение средневековой болгарской книжности [60]

А.А. Кожин

Познавательный аспект путевых писем И.И. Срезневского [62]

А.И. Ковалев

И.И. Срезневский и вопросы сербского языка [63]

Раздел 2
И.И. Срезневский и славянство

М.Ю. Досталь

И.И. Срезневский и его вклад в развитие
отечественного славяноведения
[67]

И.В. Чуркина

И.И. Срезневский и словенцы [68]

Л.П. Голикова

И.И. Срезневский в Словакии: из истории русско-словацких контактов [69]

Г.П. Мельников

И.И. Срезневский и В. Гумбольдт [73]

Е. Мароевич

Слово торг в русской и сербской лексикографической традиции [76]

Е.М. Маркова

О конвергенции языковых фактов славянских языков [78]

В.А. Минасова

О грамматической категории общего рода в русском и польском языках [80]

И.А. Устименко

Семантическая конденсация в русском языке на фоне других славянских языков [81]

А.А. Дудин

И.И. Срезневский и проблема Азовско-Черноморской Руси [85]

Раздел 3
И.И. Срезневский –историк русского языка и диалектологии. Систематизация и публикация древнерусских источников
как этап при подготовке словаря

В.В. Колесов

«Язык» и «развитие» в понимании И.И.Срезневского [90]

Г.Н. Скляревская

Живой русский язык на рубеже столетий: взгляд лексикографа [91]

E.П. Осипова

Диалектная лексика как источник изучения истории языка и истории народа [94]

В.И. Макаров

Влияние идей И.И. Срезневского на развитие отечественной диалектологии конца XIX – начала XX в. [100]

Л.Н. Клокова

Место диалектной лексики в системе русского литературного языка [101]

С.А. Мызников

Лексика прибалтийско-финского происхождения в древнерусском языке (по материалам И.И. Срезневского) и ее судьба в русских народных говорах [102]

О.В. Куланина

Отражение диалектной лексики, зафиксированной в произведениях Н.С. Лескова, в «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского [104]

Т.А. Исаченко

Новые источники по исторической лексикографии. О подготовке историко-критического издания «Новый Завет в переводе иеромонаха Чудова монастыря Епифания Славинецкого. 70 – 80-е гг. XVII столетия» [107]

А.Ю. Козлова

Неполногласная и полногласная лексика
в Коломенском списке 1406 г. Толковой Палеи
[111]

Т.А. Илиева

К лексической характеристике Пророческих книг [113]

Т.Б. Оленева

Академик И.И. Срезневский и «темные места» «Слова о полку Игореве» [114]

Раздел 4
И.И. Срезневский и историческая лексикография
и лексикология в XX – XXI вв.

Г.А. Богатова

И.И. Срезневский и славянская историческая лексикография [118]

И.С. Улуханов

О значении данных «Словаря древнерусского языка (XI – XIV вв.)» для истории славянских языков [129]

М.И. Чернышева

Исторический тематический словарь русского языка (проблемы и перспективы) [135]

Л.А. Кононенко, М.Г. Шадрина

«Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И.Срезневского как источник изучения терминов физической географии [138]

Л.П. Рупосова

Терминология партесного пения в источниках второй половины XVII в. [143]

Л.В. Табаченко

Семантическая эволюция позиционных глаголов по данным «Материалов для словаря древнерусского языка» И.И.Срезневского и другим лексикографическим источникам [147]

Е.Ю. Ваулина

Эмпирическая база стилистического словаря синонимов русского языка [151]

О.С. Преликова

Лексика делового стиля (на «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И.Срезневского) [158]

Н.А. Пилипенко

Из истории семантического развития глагола вострепетать (на материале словаря И.И. Срезневского) [161]

В.В. Плешакова

Названия древнерусских высказываний
в словаре И.И. Срезневского
[163]

Е.В. Корчагина

Семантика отглагольных прилагательных с суффиксом -л- в русском языке XI – XVII вв. [165]

Т.И. Скикевич

К изучению этимологических особенностей лексико-семантических групп в русском языке [166]

И.Н. Хрусталев

Гидронимия как источник исторической лексикологии русского языка [168]

С.В. Тараканова

О специфике описания метрологической лексики в «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского [171]

Т.В. Федотова

К проблеме актуальности составления словаря топонимов Забайкалья [172]

Т.С. Соколова

Языковедческая лексика в «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И.Срезневского [174]

Ю.В. Федина

Лексика нравственной оценки (на «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского) [176]

C.В. Кезина

Система цветообозначений в поэтике «Слова о полку Игореве» [176]

И.Н. Клеутина

Структурно-семантические особенности глаголов несамостоятельного перемещения объекта в древнерусском языке (на материале словаря И.И. Срезневского) [181]

В.И. Иванова

Категоризация и номинация [182]

Р.В. Железнова

К проблеме формирования категориальных групп лексики в русском языке [184]

М.В. Черепанов, Н.М. Орлова

О критериях типологического описания
многоприставочных глаголов
[191]

А.В. Якунов

Типы лексических значений слова в учебно-методическом аспекте [192]

Е.А. Леонтьева

Лексическое значение как многокомпонентная структура и ее изучение в вузе [195]

Е.А. Добрыднева

Русские фразеологизмы в общении и в словаре [198]

В.В. Демичева, О.С. Халитова

К вопросу об ассоциативном поле русских антропонимов [203]

Е.В. Глинка

Глаголы восприятия, мышления, говорения в древнерусском и других славянских языках [204]

Г.В. Киселева

Словарь как источник информации о лексико-семантической группе «жилище» [205]

А.С. Щербак

«Добре жировать…» или «Ему жить – жиры» [208]

А.Г. Саркисян

Русские библейские крылатые слова в билингвальном общении (опыт сопоставительно-семантического изучения) [209]

Л.И. Плотникова

Лексические инновации на газетной полосе: культурно-речевой аспект [211]

Э.С. Мамедова

Приемы описания механизма порождения сложений [215]

Раздел 5
И.И. Срезневский и современная лингводидактика

Традиции и новаторство в обучении и воспитании

Е.В. Архипова

Социокультурный принцип в лингводидактике XXI в. И.И. Срезневский и информационная среда сети Интернет [218]

Н.Г. Блохина

Язык и художественная литература – основа гуманитарного образования и воспитания [220]

Р.В. Железнова, Н.А. Качалова

И.И. Срезневский как лингвист и методист [221]

О.А. Скрябина

И.И. Срезневский о преподавании русского языка и современность [223]

В.А. Павлов, Р.В. Павлов

И.И. Срезневский и методика преподавания русского языка [226]

Л.Н. Семячко

Риторические мотивы в методическом творчестве И.И. Срезневского [227]

И.Н. Бакаленко

Использование наследия И.И. Срезневского в процессе специализированной подготовки будущих учителей-словесников [229]

Т.М. Воителева

Коммуникативная направленность обучения русскому языку и работа по предупреждению речевых ошибок учащихся [233]

О.Ю. Сальникова

Приемы предупреждения лексических ошибок учащихся [234]

М.Н. Везерова, Е.Г. Сиверина

Работа над грамматической синонимикой как средство совершенствования преподавания современного русского языка [236]

Ю.В. Трубникова

Методические идеи И.И. Срезневского и морфемика в школе [240]

Л.П. Алексенко

Региональная программа «Русский язык. Забайкалье»: аспекты формирования национального самосознания и духовно-нравственного воспитания молодежи [241]

Н.В. Колгушкина

Долг памяти. Поисковая работа музея академика И.И. Срезневского [243]

Н.И. Позднышева

Краеведческая деятельность школьников как фактор сохранения исторической памяти [245]

О.А. Игнатова

Музейная и краеведческая работа учащихся школ нового типа как фактор сохранения и приумножения культурного наследия нации [246]

О.Г. Каменская, Э.К. Мустафина

Памятники древнерусской культуры на уроках русского языка [248]

О.И. Еременко, Ж.К. Назаренко

Использование этнонимов как средства формирования национального самосознания на уроках родного языка [249]

Н.В. Манушкина

И.И. Срезневский о развитии творческих и духовных способностей детей [250]

Т.В. Яковлева, Н.А. Литовченко

Изучение наименований одежды на уроках родного языка [252]

Е.А. Клочкова

Урок русского языка на тему «Народ выражает себя в языке своем» (И.И. Срезневский) [253]

Идеи И.И. Срезневского
и методика обучения русскому языку в школе и вузе

Т.М. Фалина

О работе И.И. Срезневского «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» [258]

Т.В. Погребкова

Линия И.И. Срезневского в современной методике начального образования [261]

А.А. Борзов

Идеи И.И. Срезневского об изучении языка в детском возрасте и современная теория продуктивного обучения [264]

Л.С. Сильченкова

Пути обновления методики обучения грамоте [266]

Л.С. Сильченкова

Принципы русской графики как лингвистическая основа методики обучения грамоте [272]

М.Н. Запорожец

Преподавание курса «Русский язык и культура речи» на факультете иностранных языков [274]

В.О. Алексеева

Изучение речевого этикета на занятиях по культуре речи [275]

Т.М. Иванова

Подготовка будущего учителя к эвристическому обучению в период педагогической практики [276]

К. Грунвальдт

Роль учебного предмета «Русский язык»
в современной образовательной системе Германии (школьный и университетский уровни)
[278]

Л. Инцюань

Место культурологического комментария в методике преподавания русского языка как иностранного в условиях Тайваня [280]

Т.В. Медведева

Концептуальный анализ и работа над языком художественных текстов в вузе [281]

Ж.Г. Калеева

Развитие культуры речи учащихся сельских школ как один из факторов формирования готовности учащихся к продолжению образования [285]

В.Т. Садченко

Графоны в художественном тексте
(на материале романа А.И. Солженицына «В круге первом»)
[286]

Т.И. Куропаткина

Роль опорных конспектов в обобщении и систематизации материала по орфографии [290]

Е.А. Гаранина

Индивидуальный обучающий эксперимент –

необходимый элемент системы контроля в

личностно ориентированном обучении [292]

 

Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор, руководитель Центра славянской филологии и культуры РГУ имени С.А.Есенина Е.В. Архипова



Сайт создан в системе uCoz