Содержание
Приветствие
главы администрации
Рязанской области [5]
Приветствие
митрополита
Рязанского и Касимовского [6]
Приветствие
ректора Рязанского государственного
педагогического университета имени С.А.
Есенина [8]
Раздел
1
Срезневские
в истории и культуре России и Рязанской
земли
О.Н.
Трубачев
Вятичи-рязанцы
среди восточных славян (к проблеме
этногенеза) [11]
Е.П.
Осипова
Рязанские
вятичи и традиционный народный костюм [17]
Г.Ф.
Ковалев
Вклад
И.И. Срезневского в изучение древнерусской этнонимии [18]
Л.В.
Чекурин
И.И.
Срезневский и Рязанский край [20]
Н.В.
Колгушкина
Из
опыта создания и работы первого лексикографического школьного музея
академика И.И. Срезневского [26]
В.В.
Страхов
Выдающиеся
современники И.И. Срезневского:
рязанец А.Н. Попов [30]
Г.П.
Смолицкая
И.И.
Срезневский и В.И. Даль [34]
Род
Срезневских: отцы и дети
Г.А.
Богатова
И.Е.
Срезневский – один из основателей
университетского образования в России [38]
О.И.
Липина
И.Е.
Срезневский – один из первых
профессоров российского красноречия и
древних языков [40]
А.Н.
Качалкин
Жанры
русского документа в словаре И.И.Срезневского,
исторических словарях и памятниках
древнерусского языка [44]
Е.А.
Догушева, В.А. Лаврентьев
Памятники
рязанской деловой письменности XVIII века:
характеристика источников [45]
И.А.
Малышева
О
лексикографической разработке
памятников делового языка XVIII века [47]
М.Н.
Гусев
Харьковский
университет и начало украинской
журналистики (Иван Евсеевич Срезневский) [48]
А.Н.
Горяинов
Всеволод
Измайлович Срезневский и Библиотека
Академии наук [50]
И.И.
Срезневский –
исследователь славянских языков и
славянской письменности
Т.Л.
Миронова
Исследования
И.И. Срезневского о глаголице и
современные разыскания об истоках
славянской графики [57]
В.Н.
Желязкова
Вклад
И. И. Срезневского в изучение средневековой болгарской книжности [60]
А.А.
Кожин
Познавательный
аспект путевых писем И.И. Срезневского [62]
А.И.
Ковалев
И.И. Срезневский
и вопросы сербского языка [63]
Раздел
2
И.И.
Срезневский и славянство
М.Ю.
Досталь
И.И.
Срезневский и его вклад в развитие
отечественного славяноведения [67]
И.В.
Чуркина
И.И.
Срезневский и словенцы [68]
Л.П.
Голикова
И.И.
Срезневский в Словакии: из истории русско-словацких контактов [69]
Г.П.
Мельников
И.И.
Срезневский и В. Гумбольдт [73]
Е.
Мароевич
Слово
торг в русской и сербской лексикографической традиции [76]
Е.М.
Маркова
О
конвергенции языковых фактов
славянских языков [78]
В.А.
Минасова
О
грамматической категории общего рода в русском и польском языках [80]
И.А.
Устименко
Семантическая
конденсация в русском языке на фоне
других славянских языков [81]
А.А.
Дудин
И.И.
Срезневский и проблема Азовско-Черноморской
Руси [85]
Раздел
3
И.И.
Срезневский –историк русского языка и
диалектологии. Систематизация и
публикация древнерусских источников
как этап при подготовке словаря
В.В.
Колесов
«Язык»
и «развитие» в понимании И.И.Срезневского
[90]
Г.Н.
Скляревская
Живой
русский язык на рубеже столетий: взгляд
лексикографа [91]
E.П.
Осипова
Диалектная
лексика как источник изучения истории
языка и истории народа [94]
В.И.
Макаров
Влияние
идей И.И. Срезневского на развитие
отечественной диалектологии конца XIX –
начала XX в. [100]
Л.Н.
Клокова
Место
диалектной лексики в системе русского
литературного языка [101]
С.А.
Мызников
Лексика
прибалтийско-финского происхождения в
древнерусском языке (по материалам И.И.
Срезневского) и ее судьба в русских народных говорах [102]
О.В.
Куланина
Отражение
диалектной лексики, зафиксированной в
произведениях Н.С. Лескова, в «Материалах для словаря
древнерусского языка по письменным
памятникам» И.И. Срезневского [104]
Т.А.
Исаченко
Новые
источники по исторической лексикографии. О подготовке
историко-критического
издания «Новый Завет в переводе
иеромонаха Чудова монастыря Епифания
Славинецкого. 70 – 80-е гг. XVII столетия» [107]
А.Ю.
Козлова
Неполногласная
и полногласная лексика
в Коломенском списке 1406 г. Толковой
Палеи [111]
Т.А.
Илиева
К
лексической характеристике Пророческих
книг [113]
Т.Б.
Оленева
Академик
И.И. Срезневский и «темные места» «Слова
о полку Игореве» [114]
Раздел
4
И.И.
Срезневский и историческая
лексикография
и лексикология в XX – XXI вв.
Г.А.
Богатова
И.И.
Срезневский и славянская историческая
лексикография [118]
И.С.
Улуханов
О
значении данных «Словаря
древнерусского языка (XI – XIV вв.)» для истории славянских языков [129]
М.И.
Чернышева
Исторический
тематический словарь русского языка (проблемы
и перспективы) [135]
Л.А.
Кононенко, М.Г. Шадрина
«Материалы
для словаря древнерусского языка по
письменным памятникам» И.И.Срезневского
как источник изучения терминов
физической географии [138]
Л.П.
Рупосова
Терминология
партесного пения в источниках второй
половины XVII в. [143]
Л.В.
Табаченко
Семантическая
эволюция позиционных глаголов по данным
«Материалов для словаря древнерусского
языка» И.И.Срезневского и другим
лексикографическим источникам [147]
Е.Ю.
Ваулина
Эмпирическая
база стилистического словаря синонимов
русского языка [151]
О.С.
Преликова
Лексика
делового стиля (на «Материалах для
словаря древнерусского языка по
письменным памятникам» И.И.Срезневского)
[158]
Н.А.
Пилипенко
Из
истории семантического развития
глагола вострепетать (на материале
словаря И.И. Срезневского) [161]
В.В.
Плешакова
Названия
древнерусских высказываний
в словаре И.И. Срезневского [163]
Е.В.
Корчагина
Семантика
отглагольных прилагательных с
суффиксом -л- в русском языке XI – XVII вв. [165]
Т.И. Скикевич
К
изучению этимологических особенностей
лексико-семантических групп в русском
языке [166]
И.Н.
Хрусталев
Гидронимия
как источник исторической лексикологии
русского языка [168]
С.В. Тараканова
О
специфике описания метрологической лексики в «Материалах для словаря
древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского [171]
Т.В.
Федотова
К
проблеме актуальности составления
словаря топонимов Забайкалья [172]
Т.С.
Соколова
Языковедческая
лексика в «Материалах для словаря
древнерусского языка по письменным
памятникам» И.И.Срезневского [174]
Ю.В.
Федина
Лексика
нравственной оценки (на «Материалах
для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского)
[176]
C.В.
Кезина
Система
цветообозначений в поэтике «Слова о
полку Игореве» [176]
И.Н.
Клеутина
Структурно-семантические
особенности глаголов
несамостоятельного перемещения объекта
в древнерусском языке (на материале
словаря И.И. Срезневского) [181]
В.И. Иванова
Категоризация
и номинация [182]
Р.В.
Железнова
К
проблеме формирования категориальных
групп лексики в русском языке [184]
М.В. Черепанов,
Н.М. Орлова
О
критериях типологического описания
многоприставочных глаголов [191]
А.В.
Якунов
Типы
лексических значений слова в учебно-методическом
аспекте [192]
Е.А. Леонтьева
Лексическое
значение как многокомпонентная
структура и ее изучение в вузе [195]
Е.А.
Добрыднева
Русские
фразеологизмы в общении и в словаре [198]
В.В.
Демичева, О.С. Халитова
К
вопросу об ассоциативном поле русских
антропонимов [203]
Е.В.
Глинка
Глаголы
восприятия, мышления, говорения в
древнерусском и других славянских
языках [204]
Г.В.
Киселева
Словарь
как источник информации о лексико-семантической
группе «жилище» [205]
А.С.
Щербак
«Добре
жировать…» или «Ему жить – жиры» [208]
А.Г. Саркисян
Русские
библейские крылатые слова в
билингвальном общении (опыт сопоставительно-семантического
изучения) [209]
Л.И.
Плотникова
Лексические
инновации на газетной полосе: культурно-речевой
аспект [211]
Э.С.
Мамедова
Приемы
описания механизма порождения сложений [215]
Раздел
5
И.И.
Срезневский и современная
лингводидактика
Традиции
и новаторство в обучении и воспитании
Е.В.
Архипова
Социокультурный
принцип в лингводидактике XXI в. И.И. Срезневский и информационная среда
сети Интернет [218]
Н.Г.
Блохина
Язык
и художественная литература – основа
гуманитарного образования и воспитания [220]
Р.В.
Железнова, Н.А. Качалова
И.И.
Срезневский как лингвист и методист [221]
О.А.
Скрябина
И.И.
Срезневский о преподавании русского языка и современность [223]
В.А.
Павлов, Р.В. Павлов
И.И.
Срезневский и методика преподавания русского языка [226]
Л.Н.
Семячко
Риторические
мотивы в методическом творчестве И.И. Срезневского
[227]
И.Н.
Бакаленко
Использование
наследия И.И. Срезневского в процессе
специализированной подготовки будущих
учителей-словесников [229]
Т.М.
Воителева
Коммуникативная
направленность обучения русскому языку
и работа по предупреждению речевых
ошибок учащихся [233]
О.Ю.
Сальникова
Приемы
предупреждения лексических ошибок
учащихся [234]
М.Н.
Везерова, Е.Г. Сиверина
Работа
над грамматической синонимикой как
средство совершенствования
преподавания современного русского
языка [236]
Ю.В.
Трубникова
Методические
идеи И.И. Срезневского и морфемика в
школе [240]
Л.П.
Алексенко
Региональная
программа «Русский язык. Забайкалье»:
аспекты формирования национального
самосознания и духовно-нравственного воспитания
молодежи [241]
Н.В.
Колгушкина
Долг
памяти. Поисковая работа музея
академика И.И. Срезневского [243]
Н.И.
Позднышева
Краеведческая
деятельность школьников как фактор
сохранения исторической памяти [245]
О.А.
Игнатова
Музейная
и краеведческая работа учащихся школ
нового типа как фактор сохранения и приумножения
культурного наследия нации [246]
О.Г.
Каменская, Э.К. Мустафина
Памятники
древнерусской культуры на уроках русского языка [248]
О.И.
Еременко, Ж.К. Назаренко
Использование
этнонимов как средства формирования
национального самосознания на уроках
родного языка [249]
Н.В.
Манушкина
И.И.
Срезневский о развитии творческих и
духовных способностей детей [250]
Т.В.
Яковлева, Н.А. Литовченко
Изучение
наименований одежды на уроках родного
языка [252]
Е.А.
Клочкова
Урок
русского языка на тему «Народ выражает
себя в языке своем» (И.И. Срезневский) [253]
Идеи
И.И. Срезневского
и методика обучения русскому языку в
школе и вузе
Т.М.
Фалина
О
работе И.И. Срезневского «Об изучении
родного языка вообще и особенно в
детском возрасте» [258]
Т.В.
Погребкова
Линия
И.И. Срезневского в современной методике
начального образования [261]
А.А.
Борзов
Идеи
И.И. Срезневского об изучении языка в
детском возрасте и современная теория продуктивного обучения [264]
Л.С.
Сильченкова
Пути
обновления методики обучения грамоте [266]
Л.С.
Сильченкова
Принципы
русской графики как лингвистическая
основа методики обучения грамоте [272]
М.Н.
Запорожец
Преподавание
курса «Русский язык и культура речи» на
факультете иностранных языков [274]
В.О.
Алексеева
Изучение
речевого этикета на занятиях по
культуре речи [275]
Т.М.
Иванова
Подготовка
будущего учителя к эвристическому
обучению в период педагогической
практики [276]
К.
Грунвальдт
Роль
учебного предмета «Русский язык»
в современной образовательной системе
Германии (школьный и университетский
уровни) [278]
Л.
Инцюань
Место
культурологического комментария в
методике преподавания русского языка
как иностранного в условиях Тайваня [280]
Т.В.
Медведева
Концептуальный
анализ и работа над языком
художественных текстов в вузе [281]
Ж.Г.
Калеева
Развитие
культуры речи учащихся сельских школ
как один из факторов формирования
готовности учащихся к
продолжению образования [285]
В.Т.
Садченко
Графоны
в художественном тексте
(на материале романа А.И. Солженицына «В круге первом») [286]
Т.И.
Куропаткина
Роль
опорных конспектов в обобщении и
систематизации материала по орфографии [290]
Е.А.
Гаранина
Индивидуальный
обучающий эксперимент –
необходимый
элемент системы контроля в
личностно
ориентированном обучении [292]
|